Наверх
+7 (912) 287-03-66
ул. Мамина-Сибиряка, д. 52, оф. 403/2

Как обжаловать незаконные действия (бездействие) сотрудников полиции

 Обжалование неправомерных действий (бездействия) сотрудников полиции как неотъемлемое право граждан закреплено в ст. 46 Конституции Российской Федерации.

В соответствии со ст. 53 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» действия (бездействие) сотрудника полиции, нарушающие права и законные интересы гражданина, государственного и муниципального органа, общественного объединения, религиозной и иной организации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в органы прокуратуры Российской Федерации либо в суд.

 

Судебный и административный порядок обжалования незаконных действий (бездействия) сотрудников полиции

 

Судебный порядок обжалования в зависимости от вида правоотношений определен КАС РФ, КоАП РФ и УПК РФ.

Административный порядок обжалования в зависимости от вида правоотношений определен КАС РФ, КоАП РФ, УПК РФ, Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а в случае если действия сотрудника связаны с предоставлением государственных услуг, соответствующим административным регламентом.

Вопрос о порядке обжалования незаконных, по мнению гражданина, действий (бездействия) сотрудника полиции, решает сам гражданин.

Основания обжалования

К основаниям обжалования могут быть отнесены действия (бездействие) сотрудника полиции в результате которых:

нарушены права, свободы и законные интересы;

созданы препятствия осуществлению прав и свобод;

незаконно на перечисленных выше субъектов, возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к какой-либо ответственности.

 

Нарушение обязанностей сотрудниками полиции:

не реагирование на вызов;

отсутствие проведения проверочных мероприятий по заявлению;

неполная проверка обстоятельств, указанных в заявлении;

отказ в возбуждении уголовного дела;

отсутствие проведения необходимых мероприятий после возбуждения уголовного дела.

К нарушениям прав граждан в связи с превышением полицейскими полномочий и совершении противоправных действий относятся:

обращение не по форме (не показывает удостоверение, не называет гражданина по ФИО);

оскорбление граждан;

проведение досмотра или обыска без соответствующего разрешения;

применение силы;

вымогательство денег;

незаконные задержание либо арест.

 

Куда подается жалоба

 

Если вы считаете, что действия (бездействие) сотрудников полиции нарушили ваши права, противоречили законодательству или причинили вам вред, вы можете подать жалобу на неправомерные действия сотрудников полиции:

- руководителю подразделения (отдела, отделения), в котором служит

сотрудник полиции, чьи действия обжалует заявитель,

- руководителю территориального органа внутренних дел,

- в Управление собственной безопасности МВД РФ;

- в прокуратуру;

- в суд.

 

Форма подачи жалобы

 

Жалоба может подана:

 

- в устной форме, например, в виде телефонного звонка либо на личном

приеме у руководителя территориального органа внутренних дел.

Самый лёгкий и быстрый способ – подать жалобу по горячей линии или позвонить на номер 102/112 (для любых операторов мобильной связи). При звонке пострадавшему необходимо описать сложившуюся ситуацию, подробно сообщить о действиях (бездействии) сотрудников полиции, которые вы считаете неправомерными, сообщить, какие права и законные интересы были нарушены данными действиями (бездействием), кем и когда, изложить свои личные данные, оставить контактные телефоны.

Все звонки и разговоры, поступающие по телефонам горячей линии в полиции, обязательно записываются и проверяются. Такого обращения будет достаточно для проведения проверки жалобы. Звонок будет являться доказательством при проведении служебного расследования.

Список телефонов горячей линии всех городов Российской Федерации можно найти на сайте МВД РФ.

В случае подачи жалобы при личном приеме у руководителя территориального органа внутренних дел заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность, а также сообщает информацию о дате, времени и месте происшествия, все известные сведения о сотрудниках полиции, нарушивших его права и законные интересы (в том числе ФИО, должность, звание и т. д.), подробно излагает суть конфликта, описание ситуации и основания для подачи жалобы, выдвигает требования о привлечении сотрудников полиции к ответственности.

 

- в письменном виде.

В этом случае жалоба может быть написана от руки или напечатана на компьютере. Жалоба в письменной форме может быть передана на личном приеме у руководителя, подана в дежурную часть органа внутренних дел или УСБ МВД РФ, либо направлена по почте ценным письмом (с описью вложения) с уведомлением о получении.

Если жалоба подается в УСБ МВД РФ либо в территориальный орган МВД РФ, то в дежурной части заявителю должны выдать номерной талон-уведомление, свидетельствующий о принятии его заявления. Если жалоба подается в прокуратуру, то заявитель также должен получить на руки документ о принятии жалобы к рассмотрению.

 

- в форме электронного обращения Онлайн через интернет

(на официальных сайтах).

При подаче жалобы в электронном виде документы, являющиеся приложением к жалобе, могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

 

Содержание жалобы

 

Жалоба должна содержать:

а) указание, кому подаётся жалоба (наименование государственного органа, ФИО, должность, звание руководителя);

б) данные о заявителе: фамилию, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, адрес регистрации и фактического проживания, номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;

в) ФИО, должность и звание сотрудника полиции, действия (бездействие) которого обжалуются;

г) сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) должностного лица. Обязательно укажите в жалобе: место, время и обстоятельства произошедшего, опишите действия сотрудников полиции, которые вы считаете неправомерными. Приведите сведения о нарушивших ваши права сотрудниках полиции. Если вы не знаете их контактных данных, можете описать внешние признаки (это может быть полезным при установлении личности сотрудника полиции, нарушившего ваши права, в том числе это может быть использовано при проведении ряда следственных действий - к примеру, при предъявлении лиц для опознания);

д) доводы, на основании которых заявитель считает действия (бездействия) сотрудника полиции неправомерными. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии;

е) требование признать действия сотрудника полиции неправомерными и привлечь его к ответственности;

ж) дату подачи заявления и личную подпись заявителя, иначе жалоба не будет принята и рассмотрена.

 

Жалоба рассматривается в срок не более 30 дней.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы направляется заявителю не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в письменной форме.

В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

а) наименование органа, рассмотревшего жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;

б) номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;

в) фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;

г) основания для принятия решения по жалобе;

д) принятое по жалобе решение;

е) в случае, если жалоба признана обоснованной, - сроки устранения выявленных нарушений,

ж) сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

После проведения проверки ответ должен быть направлен заявителю в письменном виде по почте либо на адрес электронной почты, указанной в жалобе.

 

Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в орган внутренних дел или к должностному лицу с критикой деятельности указанного подразделения или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересом других лиц.

 

 

Неправомерные решения, действия или бездействие сотрудников полиции также можно обжаловать и в судебном порядке, но в этом случае действуют особые правила, о которых я расскажу в другой своей статье.

Закажите обратный звонок
и получите бесплатную консультацию
или договоритесь о встрече с адвокатом
Нажав на кнопку «Получить звонок», Вы даете согласие
на обработку Ваших персональных данных